В.Н. Татищев. История Российская
Страница 1

Предуведомление. Об истории всеобщей и собственно русской
1. О древности письма славян
2. Об идолослужении прежнем
3. О крещении славян и Руси
4. Об истории Иоакима, епископа новогородского
5. О Несторе и его летописи
6. О последовавших за Нестором летописателях
7. О списках или манускриптах, употребленных к сему собранию
8. О счислении времени и начале года
9. О происхождении, разделении и смешении народов
10. Причины разности названий народов
11. Скифов название и обитание
12. Сказание Геродота Гелиокарнасского о скифах, сарматах и прочих
13. Страбона сказание из его седьмой книги
14. Сказание Плиния Секунда Старшего
15. Сказание Клавдия Птоломея Александрийского
16. Из Константина Порфирогенита о Русии и близких к ней пределах и народах, собранное Сигфридом Беером
17. Из книг северных писателей, сочиненное Сигфрид Беером
18. Остальтки скифов, турки и татары
19. Отличия скифов и сарматов
20. Сарматов название, происхождение и обиталище
21. Сарматы по русской и польской историям
22. Оставшиеся сарматы
23. О гетах, готах и гепидах
24. О кимбрах, или цымбрах, и киммерах
25. О болгорах и хвалисах, у древних аргипеи и исседоны
26. О печенегах, половцах и торках
27. Угры и обры, по иностранным гуны и авары, у древних есседоны
28. Аланы, роксаланы, ракаланы, аланорсы и литаланы
29. Бярмы, или Пермы, Гордорики, Остергарди, Хунигарди, Улмиогардия и Голмогардия
30. Русь, Рутены, Роксания, Роксалания и Россия
31. Варяги, какой народ и где был
32. Автора Феофила Сигефра Байера о варягах
33. Славяне от чего, где и когда названы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Предуведомление об истории всеобщей и собственно русской

I. Что такое история. История - слово греческое, означающее то же, что у нас события или деяния; и хотя некоторые полагают, что поскольку события или деяния это всегда дела, учиненные людьми, значит, приключения естественные или сверхъестественные не должны рассматриваться, но, внимательно разобравшись, всякий поймет, что не может быть приключения, чтоб не могло деянием назваться, ибо ничто само собою и без причины или внешнего действа приключиться не может. Причины же всякому приключению разные, как от Бога, так и от человека, но про это довольно, не буду толковать пространнее. Кому же интересно изъяснение сего, советую ознакомиться с "Физикой" и "Моралью" господина Вольфа.1