диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 109

Многиесчитали, что опыт русской катастрофы способен (хотя бы силой страха) удержатьзападный мир от дальнейшего движения по гуманистическому пути, в конце которого– совсем не свобода и либерализм, но чудовищное и горестное рабство и ГУЛАГ.  Вкачестве подтверждения того, что угроза такого рабства не есть пустой звук, нореально существует сегодня для западных демократий (какими бы свободными повнешности они ни казались), приведем слова известного западного идеологаЗ.Бжезинского, который в одной из своих работ ратует за:

«постепенноеформирование все более контролируемого и направляемого общества, в которомбудет господствовать элита… Освобожденная от сдерживающего влияния традиционныхлиберальных ценностей, эта элита не будет колебаться при достижении своихполитических целей, применяя новейшие достижения современных технологий длявоздействия на поведение общества и удержания его под строгим надзором иконтролем»[292].

Как видно, эти слова одного из самыхавторитетных политологов Запада не сильно отличаются от приводимых выше словВ.Ленина о том, что для коммуниста нравственно только то, что служит интересамдиктатуры пролетариата. Разница лишь в том, что здесь речь идет о диктатуре непролетариата, а некоторой таинственной «элиты»[293].Такое мнение Бжезинского со всей очевидностью убеждает нас в том, что опасностьпревращения свободного и открытого западного общества в постиндустриальныйтехнотронный ГУЛАГ  сегодня реально существует, и в этих условиях как нельзяболее полезным и востребованным оказывается опыт русской революции, опытсоветского ГУЛАГА.

Итак, смыслрусского коммунизма заключается в том, что он наглядно продемонстрировал всемумиру, куда идти не надо и как жить нельзя. Как видно, смысл этот –отрицательный, он не несет положительного содержания. Существует, однако, всоветском периоде русской истории и некоторый положительный (даже и схристианской точки зрения) опыт, который, правда, тоже связан с отрицанием.Речь идет о сокрушительной критике русскими коммунистами таких краеугольныхкамней западной гуманистической буржуазности, как индивидуализм и тесно с нимсвязанный культ мамоны и личного обогащения. Именно в этом многие видели положительноезначение русской революции – в том, что она вымела железной метлой всякуювозможность личного обогащения, этого «корня всех зол» и выбила таким образомиз-под ног глубокую основу жизни «для себя», противопоставив всему этому идеал,пускай и ложный, но все же жизни «для других» - для коллектива, общества, длястроительства «светлого будущего». Так, например, думал Ф.А.Степун, которыйписал: