диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 182

Иеще несколько цифр из доклада ООН о человеческом развитии за 1998 г.:

«Трисамых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превышающееВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американцы тратят на косметику 8млрд. долларов в год. По оценкам ООН, 6 млрд. долларов в год хватило бы длятого, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедаютмороженого на 11 млрд. долларов в год, в то время как 9 млрд. долларов,предоставленных ООН, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой инадежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17млрд. долларов на корм для домашних животных; если увеличить гуманитарную помощьдо 13 млрд. долларов, то можно было бы обеспечить элементарной медицинскойпомощью и накормить всех нуждающихся по всему миру. 225 самых богатых людейпланеты имеют совокупное состояние более чем в 1 трлн. Долларов, а 3/5 из 4,4млрд. жителей развивающихся стран лишены канализации, 1/3 – чистой воды и 1/5 –медицинского обслуживания»[510].

Принимая во внимание все эти малоутешительные факты,А.И.Неклесса в своей работе констатирует, что

«В подобном глобальномконтексте изначально расплывчатая стра­тегия устойчивого развития, так и необретя концептуальную чет­кость, начинает демонстрировать серьезную внутреннююуязвимость. В рамках североцентричной организации мира она фактически мо­жетпредложить лишь паллиативные меры, продлевающие агонию общества Нового временина сужающемся «острове стабильности». Сохранение же и умножение искусственныхпотребностей (связан­ных с необходимостью поддержания массового характерапроизвод­ства) у одной части населения планеты при невозможности удов­летворитьминимальные естественные у другой вообще наводит на мысль об историческом крахепросвещенческо-возрожденческой мо­дели гуманизма[511]. О правомерности выдвиженияэтого тезиса сви­детельствует, в частности, усиливающаяся пропаганда более илименее завуалированных предложений о «коррекции народонаселе­ния планеты» (а посути, универсального геноцида бедняков как своеобразного окончательногорешения демографического вопроса)»[512].

Таким образом, речь уже идет ни много ни мало о несостоятельности всегогуманистического, берущего свое начало с эпохи Возрождения (а с христианскойточки зрения – раньше, - в 1054 году) западного цивилизационного типа. И самоеинтересное, что очевидность такой несостоятельности резко возрасла буквально внаше время – в последнее десятилетие ХХ века, когда даже для многих западныхэкспертов и социологов, буквально еще вчера оптимистически настроенных иуверенных в себе, стало ясно, сколь непохож реальный мир на пороге XXI века