диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 195

Еще его же слова:

«Образ Христов храним, и воссияет какдрагоценный алмаз всему миру»[548].

Слова А.Григорьева:

«Жизнь истощилась, и начинается уже новая, - она пойдет отПравославия: в этой силе новый мир»[549].

В.Зеньковского:

«Осияние историческогодвижения светом Пра­вославия — такова, по нашему убеждению, историческая теманашей эпохи»[550].

Н.А.Бердяева:

«Русский народ из всехнародов мира наиболее всечелове­ческий, вселенский по своему духу - этопринадлежит строению его национального духа. Призванием русского народа должнобыть дело мирового объединения, образование христианского духовного космоса»[551].

Православиеесть по своему духу то самое первоначальное христианство, которое некогдаперевернуло Древний мир, и потому оно имеет в себе неизмеримые силы, онопоистине способно еще раз перевернуть мир – на этот раз уже в масштабах всейпланеты. В этом смысле Бердяев писал:

«Православие- наиболее традиционная, наиболее кон­сервативная форма христианства, ибоохраняло древнюю исти­ну, но в нем же заложена возможность наибольшейрелигиозной новизны, не новизны человеческой мысли, которая так велика наЗападе, но новизны религиозного преображения жизни»[552].

Слова о. А.Шмемана:

«…Явсе более и более убеждаюсь, что только Православие как истину о Боге, очеловеке, о мире, как общее видение космоса, истории, эсхатологии и культурыможно сегодня противопоставить разложению и умиранию мира, созданногохристианством, от которого он в безумии своем отказался. Но чтобы этопротивопоставление было действенным, надо, чтобы Православие снова стало Божественнойпростотой, Благой вестью в чистом виде, радостью, миром и правдой в ДухеСвятом»[553].

Дляхристианского сознания во всем этом нет ничего удивительного – ведь еслиХристос есть Всемогущий Бог, Творец неба и земли, если слово Его всемогуще, тои Евангелие – Его слово – тоже всемогуще, оно способно побеждать мир иторжествовать в нем. И русская идея как раз и есть всецело идея просвещениямира светом христианства и братского соборного единения человечества во Христеи Святом Духе. Именно эта идея явилась тем живоносным источником, из которого родилосьвсе лучшее, что есть в русской истории, русской жизни, русской культуре,русской литературе и философской мысли, - почему и можно в некотором смыслеговорить о том, что русский народ – однодум, что все его творческие силырождаются из этой одной идеи, из нее черпают свои силы, и также разрешение изавершение свое находят в ней одной. И, быть может, самым простым, но в то жевремя полным, глубоким и точным определением русской идеи являются слова, изображаемыеобычно на иконе прп. Силуана Афонского. Это слова молитвы, которой этот великийсвятой муж отдал всю свою жизнь: