диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 23

История есть свершение,имеющее внутренний смысл, некая мистерия, имеющая свое начало и конец, свойцентр, свое связанное одно с другим действие, история идет к факту – явлениюХриста и идет от факта - явления Христа. Этим определяется глубочайший динамизмистории, движение истории к сердцевине мирового процесса и движение ее от сердцевиныэтого процесса…

Христианство впервые внесло всознание то понятие свободы, неведомое эллинскому миру, которое было такженеобходимо для конструирования истории и философии истории…

Христианство дало историю,дало идею истории тем, что оно впервые признало до конца, что вечное можетиметь выход во временном; в христианском сознании вечное и временное пребываютнераздельно: вечное входит во временное, временное в вечное»[41].

Итак, христианство, перевернувмир, перевернуло и понятия об истории мира, указав для этой истории высшие целии смыслы и наполнив ее новым содержанием. Центр истории есть Христос. Церковьже есть тело Христово, следовательно, Церковь есть также центр истории или покрайней мере близка к нему.

То же самое, конечно, можносказать и о народах, вошедших в Церковь, – они также близки к центру истории, ктой таинственной ее оси,  около которой реализуется главный смысл мировогоисторического процесса[42].

 

 

О мессианизмехристианских народов

 

Таким образом, субъектамиподлинной и полноценной истории, т.е. истории, имеющей перед собой высшую,запредельную миру и самой истории цель, являются по преимуществу или ужехристианские народы и государства, или становящиеся таковыми[43].Почему и  можно говорить, что истинно христианские народы – это соль  земли,центр и ось мировой истории. Роль таких народов чрезвычайно велика, ибо они являютсяхранителями небесной истины, сосудами Благодати, твердынями, которые сильныБожией правдой и потому могут противостоять мутным волнам лежащего во зле векасего. Конечно, все сказанное верно лишь в том случае, если народы эти являютсяхристианскими не по имени только, но по духу и жизни.

Далее, нужно сказать, что,несмотря на свое единство в главном – вере во Христа, - христианские народысущественно отличаются друг от друга  по своему восприятию Евангелия, поспособам реализации христианского идеала в жизни и по характеру осуществленияего в истории. Если вселенская Церковь – это тело, то каждый отдельный народ,принадлежащий к Церкви, есть некоторый орган этого тела, а потому имеет своюособую роль, свои особенные функции, свое назначение и свою идею, только емуодному присущие.