диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 52

«как чисто рассудочнаядеятельность, но (оно) представляет собой некую синтетическую, целостнуюактивность, в которую вовлекаются и мысль, и воля, и чувство; и из всех этихвне-рассудочных слагаемых процесса познания решающим и важнейшим служит любовь»[117].

Именно в этом смыслеИ.В.Киреевский сравнивал познавательные способности человеческой души ссоборной печатью совета старцев св. горы Афон, состоящей из нескольких частей,каждая из которых принадлежит одному монастырю. Когда бывает нужно ставитьпечать на документ, то требуется присутствие представителей всех этихмонастырей, так что в случае отсутствия хотя бы одного из них печать будет неполной.Подобно и в познавательном процессе человека: печать достоверности на этотпроцесс с православной точки зрения кладет сочетание всех сил человеческойдуши: разума, веры, совести, сердечной интуиции, эстетического и нравственногочувства и т.п., а не одного лишь только разума, как это по преимуществу имеетместо на Западе.

«Духовному типу Православияпринадлежит изначальный и нерушимый онтологизм, который представлялсяявлением православной жизни, и затем уже и православной мысли. ХристианскийЗапад шел путями критической мысли, в которых субъект был противопоставленобъекту, и была нарушена органическая целостность мышления и органичная связь сжизнью. Запад силен сложным развертыванием своего мышления, своей рефлексией икритикой, своим утонченным интеллектуализмом. Но тут была нарушена связьпознающего и мыслящего с первобытием и первожизнью. Познание выводилось изжизни, мышление выводилось из бытия. Познание и мышление не протекали вдуховной целостности человека, в органической связанности всех его сил. На этойпочве Западом были сделаны великие завоевания, но от этого разложилсяизначальный онтологизм мышления, мышление не погружалось в глубину сущего.Отсюда схоластический интеллектуализм, рационализм, эмпиризм… западной мысли»[118].

С цельностью и онтологизмом тесно связана особеннаявнутренняя свобода православного духа, а также развившееся на почве православияпонятие соборности.

 

Свобода в православии

 

Православная вера есть верабезграничной внутренней свободы духа. Этим она сильно отличается откатоличества, чрезмерно закрепощенного внешним авторитетом церковнойорганизации, развитым и разветвленным нормированием и регламентацией всехсторон как церковной жизни, так и богословской и канонической мысли. Этаскрупулезная регламентация, стремление все разобрать по косточкам и разложитьпо полкам всегда были чужды православию, помнившему слова апостола: «к свободепризваны мы, братия».