диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 55

 

Тайна соборности

 

Православная свобода лежит какраз между этими двумя крайностями: между католическим авторитаризмом ипротестантским индивидуализмом. Такая свобода тесно связана с чрезвычайнохарактерным и важным для восточного христианства понятием соборности,ибо истинная свобода реализуется только в ней и больше нигде. Что же такоесоборность? А.С.Хомяков, в творчестве которого эта тема занимает центральноеместо, писал: соборное единство есть

«единство свободное иорганическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви»[129].

Собственно, это понятие есть понятие древнее иобщехристианское, однако оно оказалось более близким и более глубокоосмысленным в восточной Церкви[130],где под ним понималось свободное единение христиан в Церкви -  Теле Христовом -в Духе Святом. При таком единении личность каждого человека не утрачивается, нерастворяется в общем единстве (наоборот, она вполне может стать сама собой лишьв этом соборном единении), но, сохраняя саму себя, одновременно составляет органическоеединство со всеми другими личностями.

Древние святые отцы, конечно,не осмысливали соборность в философских категориях, они просто знали ее опытомжизни, знали признаки и свойства истинного соборного единения в Духе. Так,например, в Патерике рассказывается:

«Старцы рассуждали междусобою, что каждый из нас должен соединиться духом воедино с ближним своим, сего плотию, со всем человеком, во всем сострадать ему, во всем сорадоваться,все скорбное для ближнего оплакивать, быть в отношении к нему, как была бы унего с ближним одна общая плоть, одна общая душа. И Писание свидетельствует,что мы едино тело о Христе; также оно говорит, что у множестваверовавших в Господа было одно сердце и одна душа (Деян.4,32)»[131].

А вот что говорит прп. Нил Синайский о том, каким долженбыть настоящий монах:

«Монах тот, кто, от всехотделясь, со всеми состоит в единении. Монах тот, кто почитает себя сущим совсеми и в каждом видит себя самого… Блажен инок, который на содевание спасенияи преспеяние всех взирает, как на свое собственное»[132].

Русскаярелигиозная философия пыталась осмыслить проблему соборности как философскую.Если пытаться вдуматься в приведенное выше определение соборности А.С.Хомякова(единство свободное и органическое, живоеначало которого есть Божественная благодать взаимной любви), тосразу возникает ряд вопросов, и первый из них: как может быть сохранена свободакаждой отдельной личности при их соединении в одно единство