диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 79

«Посмотрите,братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных,не много благородных. Но Бог избрал безумное мира, чтобы посрамить мудрых, инемощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; И незнатное мира иуничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее; Длятого, чтобы Никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1,26-27)[203].

Так что Русская Церковь и Русскоегосударство в этом отношении как раз очень похожи на первоначальноехристианское общество.

Об этойособой внутренней свободе русских И.Ильин говорит следующее:

«Свобода– вот воздух России, которым она дышит и о котором русский человек всюдутоскует, если он лишен его. Я разумею не тягу к анархии, не соблазнсаморазнуздания, и не политическую свободу. Нет, это есть та свобода, которая ужеприсуща русскому человеку, изначально данная ему Богом, природою, славянствоми верою, - свобода, которую надо не завоевывать, а достойно и творчески нести,духовно наполнять, осуществлять, освящать, оформлять… я разумею свободу как способбыть и действовать; как уклад души и инстинкта; как живой стиль чувства иего проявления, - естественного, непосредственного, откровенного в личном иискреннего в великом. Я разумею свободу как ритм дыхания, речи, песни ипоходки, как размах души и полет духа; как живой способ подходить ко всему ивступать со всеми вещами и людьми – в отношение и общение»[204],- говорит Ильин, -

и понятно, что всего этогобогатства никаким образом не могла отнять у русского человека монархическаягосударственность его Родины.

Выше уже говорилось, что христианство и православиене связаны принципиально ни с какой формой государственной власти, в том числеи с самодержавной монархией. Это, несомненно, верно. Любая государственностьимеет лишь временное и относительное значение. Вечное же и непреходящеезначение имеет только Церковь, которая соединяет людей не посредством внешнихгосударственных институтов, но Духом Святым, творящим из всех единую семью. Этосоединение называется соборностью, оно в полноте никогда не было достижимо наземле, но есть лишь идеал, к которому можно приближаться в той или иной степени.

Соборность есть таинство будущего века, но к этомутаинству единения Господь нас всех готовит еще здесь, в этом мире, в пределахземной истории. Учителями и детоводителями к соборности являются многочисленныеземные установления, соединяющие и объединяющие людей, такие, как: государство,нация, народ, семья, круг друзей, армия, разного рода коллективы, партии,предприятия и организации – все это суть школы общения и единения людей,подготовляющие всех к тому последнему таинственному  великому  единству,имеющему во всей полноте наступить, очевидно, лишь за пределами истории.