диакон Марк. Русская идея на пороге XXI века
Страница 9

Чтобы достигнуть поставленнойцели, необходимо изучить не только работы собственно русских философов, но иписания святых Православной Церкви, ее подвижников и духоносных мужей, ееиерархов. Также из поставленной цели вытекает необходимость обращения к трудамрусской православно-богословской академической школы, таких, например, авторов,как А.В.Карташев, В.Н.Лосский, С.Верховской, И.Мейендорф, А.Шмеман и др. Висследовании также будут приниматься во внимание труды и других разнообразныхавторов, посвященные осмыслению русской идеи, среди которых Л.Тихомиров,М.Бахтин, П.Сорокин, В.Шубарт, а из современных – А.Солженицын, В.Кожинов,А.Гулыга, А.И.Неклесса, В.И.Максименко, Г.Клинтон и др.

Следует сказать также, что хотяпериод данного исследования ограничен пределами ХХ века, однако совершенноневозможно избежать в его рамках обращения и к авторам XIXвека – таким, как И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, В.С.Соловьев, атакже и к классикам русской художественной литературы – А.С.Пушкину,М.Ю.Лермонтову, Н.В.Гоголю, Ф.М.Достоевскому. Причина такой необходимостиочевидна и заключается в том, что философия ХХ в. непосредственно и органичновырастает из философии и литературы века XIX – изславянофилов, Достоевского и Соловьева, почему и невозможно отделить здесь одноот другого. Однако ссылки на авторов XIX в. имеют,конечно, вспомогательный характер и лишь способствуют лучшему уяснениюпроисхождения и развития тех или иных идей в русской философской мысли.

Изпоставленной же цели – дать православное видение русской идеи - вытекает такжеи необходимость частого сравнения и сопоставления всех аспектов феноменарусской идеи с западным миром – с его религиозными, историческими и культурнымиреалиями. Ибо все различия между Западом и Россией так или иначе коренятся вразличном понимании христианства у них и у нас. Будучи некогда единымхристианским миром, Восток и Запад приблизительно с XI в. разделились и пошли каждый своим особым путем, породивдве различные, непохожие друг на друга цивилизации. И поэтому глубже понятьправославный русский культурный тип можно, лишь сравнивая его с типомзападноевропейским.

 

Актуальность исследования